Методы поддержки принятия решений при управлении решением сложных открытых задач на основе интеллектуального анализа сообщений об ошибках

В. А. Латыпова

Аннотация


Представлен обзор результатов исследования поддержки принятия решений (ППР) при управлении решением сложных открытых задач (СОЗ). Предметом исследования являются методы и программные средства ППР при управлении решением СОЗ с использованием интеллектуальных технологий. Цель — повышение эффективности процесса решения СОЗ на основе обеспечения информационной поддержки с использованием интеллектуального анализа сообщений об ошибках. Для достижения цели потребовалось решить задачи: 1) разработать концепцию информационной поддержки управления решением СОЗ на основе применения интеллектуального анализа сообщений об ошибках и технологий инженерии знаний; 2) разработать метод ППР при контроле результатов решения СОЗ с учетом декомпозиции на подпроцессы с использованием справочника типовых сообщений об ошибках, сформированного на основе кластеризации уникальных сообщений; 3) разработать метод ППР при контроле процесса решения СОЗ в целом, основанный на выделении классов типовых ошибок, использовании когнитивного моделирования эффективности процесса решения СОЗ и вывода на правилах; 4) разработать модель оценки эффективности процесса решения СОЗ на основе метода ранжирования как метода экспертной оценки; 5) разработать программный комплекс информационной поддержки управления решением СОЗ, реализующий предложенные модель и методы, и оценить эффективность процесса решения СОЗ.

Ключевые слова


поддержка принятия решений; сложная открытая задача; управление решением задач; интеллектуальный анализ сообщений

Полный текст:

PDF

Литература


Лаптев Г. В., Антонов В. В. Автоматизация контроля валидности конструкторской документации на машиностроительном предприятии // Междисциплинарне исследования: Cб. cт. по мат. XLV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. С. 92–100. [[ Laptev G. V., Antonov V. V. “Automation of control of the validity of design documentation at a machine-building enterprise” // Interdisciplinary Research: Coll. Art. according to mat. XLV intl. scientific-practical conf. Novosibirsk: Publishing house. ANS "SibAK", 2018. Pp. 92–100. (In Russian). ]]

Воронкова П. Н., Французова Ю. В. Обеспечение качества конструкторской документации за счет средств автоматизации нормоконтроля // Известия ТулГУ. 2017. Вып. 8. Ч. 1. C. 195–198. [[ Voronkova P. N., Frantsuzova Yu. V. “Ensuring the quality of design documentation through means of automation of standard control” // News of Tula State University. 2017. Vol. 8. Part 1, pp. 195–198. (In Russian). ]]

Елтышев Д. К., Кулик В. Д. Автоматизация процессов проверки, учета и распределения электронной конструкторской документации в plm-системе teamcenter // Фундаментальные исследования. 2016. № 11–3. С. 510–514. [[ Eltyshev D. K., Kulik V. D. “Automation of processes of verification, accounting and distribution of electronic design documentation in the teamcenter plm system” // Fundamental Research. 2016. No. 11-3, pp. 510-514. (In Russian). ]]

Кондратьев С. Е., Ульянин О. В., Абакумов Е. М. Проблемные вопросы организации электронного документооборота КД, разработанной в САПР, в условиях перехода от использования бумажных подлинников КД к электронным // CAD/CAM/PDM–2014: Сб. мат. XIV междунар. конф. М.: ИПУ РАН, 2014. C. 197–201. [[ Kondratiev S. E., Ulyanin O. V., Abakumov E. M. “Problematic issues of organizing electronic document management of design documents developed in CAD, in the conditions of transition from the use of paper originals of design documents to electronic ones” // CAD/CAM/PDM–2014: Collection. mat. XIV international conf. Moscow: IPU RAS, 2014. Pp. 197–201. (In Russian). ]]

Огородов B. A., Сапожников А. Ю., Маврина А. С., Лютов А. Г. Интеллектуальная поддержка процесса согласования графической КД в PLM-системе // Молодежный вестник УГАТУ. 2019. Т. 21. № 2. С. 100–104. [[ Ogorodov V. A., Sapozhnikov A. Yu., Mavrina A. S., Lyutov A. G. “Intellectual support for the process of approving graphic design documentation in the PLM system” // Youth Bulletin of UGATU. 2019. Vol. 21, No. 2, pp. 100–104. (In Russian). ]]

Блеес Э. И., Заславский М. М. Критерии соответствия текста научному стилю // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2019. Т. 19. № 2. С. 299–305. [[ Blees E. I., Zaslavsky M. M. “Criteria for text compliance with scientific style” // Scientific and Technical Bulletin of Information Technologies, Mechanics, and Optics. 2019. Vol. 19, No. 2, pp. 299-305. (In Russian). ]]

Кравец А. Г., Левитин С. А., Шумейко Н. О., Коробкин Д. М., Сальникова Н. А. Web-интерфейс интеллектуальной платформы поиска новых технических решений и экспертизы заявок на получение патентов // Известия ВолгГТУ. 2017. № 8 (203). С. 60–64. [[ Kravets A. G., Levitin S. A., Shumeiko N. O., Korobkin D. M., Salnikova N. A. “Web interface of an intelligent platform for searching new technical solutions and examination of patent applications” // News of VolgSTU. 2017. No. 8 (203), pp. 60–64. (In Russian). ]]

Логунова О. С., Ильина Е. А., Окжос К. М., Кочержинская Ю. В., Попов С. Н. Методика обработки экспертной информации о качестве научных статей // Онтология проектирования. 2016. Т. 6. № 2(20). С. 216–230. [[ Logunova O. S., Ilyina E. A., Okzhos K. M., Kocherzhinskaya Yu. V., Popov S. N. “Methodology for processing expert information about the quality of scientific articles” // Design Ontology. 2016. Vol. 6, No. 2(20), pp. 216–230. (In Russian). ]]

Логунова О. С., Ильина Е. А., Окжос К. М. Система поддержки принятия решения для оценки качества статей научного журнала // Фундаментальные исследования. 2016. № 2. С. 492–497. [[ Logunova O. S., Ilyina E. A., Okzhos K. M. “Decision support system for assessing the quality of scientific journal articles” // Fundamental Research. 2016. No. 2, pp. 492–497. (In Russian). ]]

Тархов С. В., Минасова Н. С., Калимуллина Г. Р. Поддержка принятия решений при автоматизированной оценке текстов научно-технических работ // ITIDS'2016: Proc. 4th Int. Conf. Уфа: УГАТУ, 2016. С. 55-60. [[ Tarkhov S.V., Minasova N.S., Kalimullina G.R. “Decision support for automated evaluation of texts of scientific and technical works” // ITIDS'2016: Proc. 4th Int. Conf. Ufa: UGATU, 2016. pp. 55-60. (In Russian). ]]

Коробкин Д. М., Фоменков С. А., Давыдова С. В., Айвазян А. В. Статистический анализ патентного массива для задач поиска и извлечения структурированной информации // Известия ВолгГТУ. 2017. № 1 (196). С. 59–65. [[ Korobkin D. M., Fomenkov S. A., Davydova S. V., Ayvazyan A. V. “Statistical analysis of a patent array for problems of searching and retrieving structured information” // News of VolgSTU. 2017. No. 1 (196), pp. 59–65. (In Russian). ]]

Коробкин Д. М., Фоменков С. А., Кобликов И. А., Карачунова Г. А. Методика семантического патентного поиска // Известия ВолгГТУ. 2017. № 1 (196). С. 65–73. [[ Korobkin D. M., Fomenkov S. A., Koblikov I. A., Karachunova G. A. “Methodology of semantic patent search” // News of VolgSTU. 2017. No. 1 (196), pp. 65–73. (In Russian). ]]

Heaven D. AI peer reviewers unleashed to ease publishing grind // Nature. 2018. Vol. 563. No. 7733. Рp. 609–610.

Huang J. B. Deep Paper Gestalt // ArXiv abs. 2018. URL: arxiv.org/pdf/1812.08775.pdf.

Kihong K. Artificial intelligence and publishing // Sci Ed. 2019. Vol. 6. No. 2. Рp. 89–90.

Алексеев С. Н. Компетентностно-ориентированная модель курсового проектирования в вузах МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб, 2011. [[ Alekseev S. N. Competency-Oriented Model of Course Design in Universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia: abstract of thesis. dis. ...cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2011. (In Russian). ]]

Васильев С. Н., Смирнова Н. В., Суконнова А. А., Душкин Д. Н., Абраменков А. Н. Методы интеллектуализации обучающих систем // Современные ИТ и ИТ-образование: Сб. избр. тр. VII Межд. науч.-практ. конф., 2012. М.: ИНТУИТ.РУ, 2012. С. 503–519. [[ Vasiliev S. N., Smirnova N. V., Sukonnova A. A., Dushkin D. N., Abramenkov A. N. “Methods of intellectualization of teaching systems” // Modern IT and IT education: Collection. VII Int. Scientific-Practical Conf., 2012. Moscow: INTUIT.RU, 2012. Pp. 503–519. (In Russian). ]]

Дятлов Р. Н. Проектирование электронных учебных задач для дистанционной поддержки учебного процесса // Методы обучения и организация учебного процесса в вузе: Мат-лы 4-й Всерос. науч.-метод. конф. Рязань: Рязанск. гос. радиотехн. ун-т, 2015. C. 348–349. [[ Dyatlov R. N. “Design of electronic educational tasks for remote support of the educational process” // Teaching Methods and Organization of the Educational Process at the University: Proc. 4th All-Russian scientific method. conf. Ryazan, 2015. Pp. 348–349. (In Russian). ]]

Крапивко Ю. А. Представление хода решения задачи в компьютерной обучающей системе // Молодёжь и наука: Сб. мат-лов VIII Всерос. науч.-техн. конф. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2012. URL: elib.sfu-kras.ru/handle/2311/7106. [[ Krapivko Yu. A. “Representation of the progress of solving a problem in a computer training system” // Youth and Science: Proc. VIII All-Russian. scientific-technical conf. Krasnoyarsk, 2012. URL: elib.sfu-kras.ru/handle/2311/7106. (In Russian). ]]

Кулыгина Л. А. Инструменты реализации организационно-педагогических условий технологии сквозного курсового проектирования // Инженерное образование. 2013. № 13. С. 66–72. [[ Kulygina L. A. “Tools for implementing organizational and pedagogical conditions of end-to-end course design technology” // Engineering Education. 2013. No. 13, pp. 66–72. (In Russian). ]]

Кулыгина Л. А. Интегративная основа качества процессов и результатов обучения студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 65–75. [[ Kulygina L. A. “Integrative basis for the quality of processes and learning outcomes for university students” // Siberian Pedagogical Journal. 2009. No. 2, pp. 65-75. (In Russian). ]]

Лаптев В. В., Морозов А. В. Автоматизированная система для контроля лабораторных работ по программированию // Известия ВолгГТУ. 2011. Т. 11. № 12. С. 92–95. [[ Laptev V. V., Morozov A. V. “Automated system for monitoring laboratory programming work” // News of VolgSTU. 2011. Vol. 11, No. 12, pp. 92–95. (In Russian). ]]

Малькова Е. Г., Усачёв Ю. Е., Яшина Е. Н. Автоматизация процесса рецензирования учебно-методических изданий на основе семантического анализа текста // Вестник АГТУ. 2012. № 1. C. 186–192. [[ Malkova E. G., Usachev Yu. E., Yashina E. N. “Automation of the process of reviewing educational publications based on semantic analysis of the text” // Vestnik ASTU. 2012. No. 1, pp. 186–192. (In Russian). ]]

Ростовцев А. Н., Кулыгина Л. А., Иващенко Г. А. Математическая модель организации обучения инженеров-строителей сквозному курсовому проектированию с учетом компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 22–34. [[ Rostovtsev A. N., Kulygina L. A., Ivashchenko G. A. “Mathematical model for organizing training of civil engineers in end-to-end course design taking into account the competency-based approach” // Siberian Pedagogical Journal. 2008. No. 11, pp. 22–34. (In Russian). ]]

Ade-Ibijola A., Wakama I., Amadi J. An expert system for automated essay scoring (AES) in computing using shallow NLP techniques for inferencing // IJCA. 2012. Vol. 51. No. 10. Рp. 37–45.

Alber S., Debiasi L. Automated Assessment in Massive Open Online Courses. University of Salzburg, 2013.

Balfour S. Assessing writing in MOOCs: automated essay scoring and calibrated peer review // Research & Practice in Assessment. 2013. Vol. 8. Рp. 40–48.

Chauhan A. Massive open online courses: emerging trends in assessment and accreditation // Digital Education Review. 2014. No. 25. Рp. 7–18.

Docktor J., Heller K. Assessment of student problem solving processes // Proceedings of the 2009 Physics Education Research Conf., 2009. American Institute of Physics, 2009. Vol. 1179. Iss. 1. Рp.133–136.

Drasutis S., Motekaityte V., Noreika A. A method for automated program code testing // Informatics in Education. 2010. Vol. 9. No. 2. Рp. 199–208.

Faletic S., Planinsic G., Horvat B. Interactive e-learning content for physics // Proceedings of selected papers of the GIREP - ICPE-MPTL Int. Conf. «Teaching and Learning Physics Today». Reims. Udine: University of Udine, 2014. Pp. 583–592.

Goh K., Manao B. Assessing engineering drawings through automated assessment: discussing mechanism to award marks // International Journal of Smart Home. 2013. Vol. 7. No. 4. Рp. 327–336.

Lu Y., Warren J., Jermaine C., Chaudhuri S., Rixner S. Grading the graders: motivating peer graders in a MOOC // 24th Int. WWW Conf. 2015. Pp. 680–690.

Piech C., Huang J., Chen Z., Do C., Ng A., Koller D. Tuned models of peer assessment in MOOCs // Proc. 6th Int. Conf. on Educational Data Mining. Memphis. Int. Educational Data Mining Society, 2013. Pp. 153–160.

Willems C., Meinel C. Online assessment for hands-on cyber security training in a virtual lab // Proc. Conf. «IEEE EDUCON». IEEE Press, 2012. Pp. 1–10.

Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. М.: Стандарты и качество, 2004. [[ Repin V. V., Eliferov V. G. Process Approach to Management. Moscow: Standards and Quality, 2004. (In Russian). ]]

Аверченков А. В., Аверченков В. И., Баринова А. Д., Баринов М. А., Геращенкова Т. М., Кузьменко А. А. Методика к диагностике результатов управления инновационным развитием социально-экономических систем // Информационные системы и технологии. 2019. № 5 (115). С. 18–26. [[ Averchenkov A. V., Averchenkov V. I., Barinova A. D., Barinov M. A., Gerashchenkova T. M., Kuzmenko A. A. “Methodology for diagnosing the results of managing the innovative development of socio-economic systems” // Information Systems and Technology. 2019. No. 5 (115), pp. 18–26. (In Russian). ]]

Мартынихин И. А., Антонов В. С., Незнанов Н. Г., Лисицына Л. С., Лямин А. В. Подход к автоматизированной оценке диагностической компетентности студентов медицинских вузов, изучающих психиатрию // Психиатрия и психофармакотерапия. 2016. Т. 18. № 2. С. 54–61. [[ Martynikhin I. A., Antonov V. S., Neznanov N. G., Lisitsyna L. S., Lyamin A. V. “Approach to automated assessment of diagnostic competence of medical students studying psychiatry” // Psychiatry and Psychopharmacotherapy. 2016. Vol. 18, no. 2, pp. 54–61. (In Russian). ]]

Макарова Е. А., Закиева Е. Ш., Габдуллина Э. Р. Поддержка принятия решений по управлению качеством образования на основе нечетких когнитивных карт Силова // Cовременные наукоемкие технологии.2019. №1. C. 76–81. [[ Makarova E. A., Zakieva E. Sh., Gabdullina E. R. “Support for decision-making on education quality management based on Silov’s fuzzy cognitive maps” // Modern Science-Intensive Technologies. 2019. No. 1, pp. 76–81. (In Russian). ]]

Ковязин А. С., Наводнов В. Г., Мотова Г. Н. Система поддержки принятия решений при проведении процедуры сбора информации по форме «1-мониторинг» // Вестник ПГТУ. 2016. № 4 (32). C. 18–27. [[ Kovyazin A. S., Navodnov V. G., Motova G. N. “Decision support system when carrying out the procedure for collecting information using the “1-monitoring” form” // Vestnik PSTU. 2016. No. 4 (32), pp. 18–27. (In Russian). ]]

Низамутдинов М. М., Орешников В. В. Система поддержки принятия решений на базе модели функционирования акторов региональной экономической системы // Системная инженерия и информационные технологии. 2019. Т. 1. № 1(1). С. 67–74. [[ Nizamutdinov M. M., Oreshnikov V. V. “Decision support system based on the model of functioning of actors in the regional economic system” // System Engineering and Information Technologies. 2019. Vol. 1, No. 1(1), pp. 67–74. (In Russian). ]]

Ризванов Д. А., Чернышев Е. С. Методы и алгоритмы поддержки принятия решений при управлении производственными ресурсами машиностроительного предприятия на основе многоагентного подхода // Системная инженерия и информационные технологии. 2023. Т. 5. № 2(11). C. 96–106. [[ Rizvanov D. A., Chernyshev E. S. “Methods and algorithms for decision support in managing production resources of a machine-building enterprise based on a multi-agent approach” // System Engineering and Information Technologies. 2023. Vol. 5, No. 2(11), pp. 96-106. (In Russian). ]]

Черняховская Л. Р., Низамутдинов М. М., Орешников В. В., Атнабаева А. Р. Подход к организации поддержки принятия решений при разработке стратегий инновационного развития регионов с применением адаптивно-имитационной модели // Бизнес-информатика. 2019. Т. 13. № 3. С. 20–34. [[ Chernyakhovskaya L. R., Nizamutdinov M. M., Oreshnikov V. V., Atnabaeva A. R. “An approach to organizing decision support when developing strategies for innovative development of regions using an adaptive simulation model” // Business Informatics. 2019. Vol. 13, No. 3, pp. 20–34. (In Russian). ]]

Шамсутдинова Т. М. Оценка качества курсовых работ: компетентностный подход // Образование и наука. 2018. № 2. С. 180–195. [[ Shamsutdinova T. M. “Assessing the quality of coursework: a competency-based approach” // Education and Science. 2018. No. 2, pp. 180–195. (In Russian). ]]

Юсупова Н. И., Сметанина О. Н., Климова А. В. Организация информационной поддержки принятия решений при управлении образовательным маршрутом на основе онтологии // Информационные технологии и системы: Тр. 4-й Междунар. науч. конф. 2015. С. 109–111. [[ Yusupova N. I., Smetanina O. N., Klimova A. V. “Organization of information support for decision-making in managing an educational route based on ontology” // Information Technologies and Systems: Proc. 4th Int. Scientific Conf. 2015. Pp. 109–111. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Концепция управления процессом дистанционного автоматизированного обучения при решении сложных открытых задач с использованием банка ошибок // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019. Т. 7. № 3 (26). С. 32. DOI: 10.26102/2310-6018/2019.26.3.015. URL: moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=657. [[ Latypova V. A. “The concept of managing the process of distance automated learning when solving complex open problems using an error bank” // Modeling, Optimization, and Information Technologies. 2019. Vol. 7, No. 3 (26), pp. 32. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Сложные открытые задачи в смешанном и дистанционном автоматизированном обучении // Инженерный вестник Дона. 2015. № 3 (37). С. 58. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3211. [[ Latypova V. A. “Complex open tasks in mixed and distance automated learning” // Engineering Bulletin of the Don. 2015. No. 3 (37), pp. 58. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Поддержка принятия решений на базе кластеризации сообщений об ошибках для контроля качества выполнения сложных открытых задач // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020. Т. 8. № 3 (30). DOI: 10.26102/2310-6018/2020.30.3.027. URL: moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=828. [[ Latypova V. A. “Decision support based on clustering error messages to control the quality of execution of complex open tasks” // Modeling, Optimization, and Information Technologies. 2020. Vol. 8, No. 3 (30). (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Методика и инструментальное средство автоматизированной проверки работ со сложным результатом на основе использования банка ошибок // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 7 (49). С. 41–47. [[ Latypova V. A. “Methodology and tools for automated verification of works with complex results based on the use of an error bank” // Science and Business: Ways of Development. 2015. No. 7 (49), pp. 41-47. (In Russian). ]]

Латыпова В. А., Мартынов В. В. Метод и программное средство сбора информации при управлении процессом дистанционного обучения на основе автоматизированной проверки решения сложных открытых задач с использованием банка ошибок // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019. Т. 7. № 4 (27). С. 43–44. DOI: 10.26102/2310-6018/2019.27.4.034. URL: moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=708. [[ Latypova V. A., Martynov V. V. “Method and software for collecting information when managing the process of distance learning based on automated verification of solutions to complex open problems using an error bank” // Modeling, Optimization, and Information Technologies. 2019. Vol. 7, No. 4 (27), pp. 43-44. (In Russian). ]]

Osinski S. An Algorithm for Clustering of Web Search Results. Master’s thesis. Poznan University of Technology. Poland, 2003.

Латыпова В. А. Корректировка модели обучения на основе результатов анализа отклонений процесса обучения, проводимого на базе когнитивной и продукционной модели // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1 (40). С. 36. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3541. [[ Latypova V. A. “Adjustment of the learning model based on the results of the analysis of deviations in the learning process, carried out based on the cognitive and production model” // Engineering Bulletin of the Don. 2016. No. 1 (40), pp. 36. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Управление процессом обучения на основе процессного подхода при автоматизированной проверке сложных открытых задач // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 116. DOI: 10.15862/147TVN615. URL: naukovedenie.ru/PDF/147TVN615.pdf. [[ Latypova V. A. “Management of the learning process based on the process approach in automated verification of complex open tasks” // Internet Journal “Science”. 2015. Vol. 7, No. 6 (31), pp. 116. (In Russian). ]]

Латыпова В. А., Тюрганов А. Г. Методика управления обучением на основе классификации ошибок в сложных открытых задачах // Инженерный вестник Дона. 2017. № 4 (47). С. 136. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4533. [[ Latypova V. A., Tyurganov A. G. “Methodology of learning management based on classification of errors in complex open tasks” // Engineering Bulletin of the Don. 2017. No. 4 (47), pp. 136. (In Russian). ]]

Latypova V., Martynov V., Turganov A. Decision support system in online training process management for implementing complex open ended assignments in engineering education // 2020 5th International Conference on Information Technologies in Engineering Education, Inforino 2020. 2020. С. 9111821. DOI: 10.1109/Inforino48376.2020.9111821.

Saaty T.L., Vargas L.G. Models, Methods, Concepts & Applications of the Analytic Hierarchy Process. New York: Springer Science+Business Media, 2001.

Латыпова В. А. О применении приближенных методов расчета в методе анализа иерархий // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 6. С. 128. https://naukovedenie.ru/PDF/146TVN617.pdf. [[ Latypova V. A. “On the use of approximate calculation methods in the method of analyzing hierarchies” // Internet Journal “Science”. 2017. Vol. 9, No. 6, pp. 128. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Сравнительный анализ и выбор программных средств, реализующих метод анализа иерархий // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018. Т. 6. № 4 (23). С. 322–347. DOI: 10.26102/2310-6018/2018.23.4.024. URL: moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=534. [[ Latypova V. A. “Comparative analysis and selection of software tools that implement the method of hierarchy analysis” // Modeling, Optimization, and Information Technologies. 2018. Vol. 6, No. 4 (23), pp. 322-347. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Выбор оптимального способа реализации инструментального средства управления обучением с помощью метода анализа иерархий // Инженерный вестник Дона. 2017. № 2 (45). С. 45. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4120. [[ Latypova V. A. “Selecting the optimal way to implement a learning management tool using the hierarchy analysis method” // Engineering Bulletin of the Don. 2017. No. 2 (45), pp. 45. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Программа сбора информации при управлении процессом обучения при решении сложных открытых задач: Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019663469, 17.10.2019. Заявка № 2019662317 от 07.10.2019. [[ Latypova V. A. Program for Collecting Information when Managing the Learning Process when Solving Complex Open Problems. Certificate of registration of the computer program RU 2019663469, 10/17/2019. Application No. 2019662317 dated 10/07/2019. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Программа: СППР в обучении: Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2016615401, 23.05.2016. Заявка № 2016612886 от 30.03.2016. [[ Latypova V. A. Program: DSS in Training. Certificate of registration of the computer program RU 2016615401, 05/23/2016. Application No. 2016612886 dated March 30, 2016. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Программа: Банк ошибок: Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2016611178, 27.01.2016. Заявка № 2015619438 от 06.10.2015. [[ Latypova V. A. Program: Bank of Errors. Certificate of registration of the computer program RU 2016611178, 01/27/2016. Application No. 2015619438 dated 10/06/2015. (In Russian). ]]

Латыпова В. А. Оценка эффективности процесса обучения при наличии сложных открытых задач с помощью экспертных методов // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1 (40). С. 35. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3540. [[ Latypova V. A. “Assessing the effectiveness of the learning process in the presence of complex open tasks using expert methods” // Engineering Bulletin of the Don. 2016. No. 1 (40), p. 35. (In Russian). ]]


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 В. А. Латыпова