Персонализация графических конструкторских документов: влияние на трудоемкость учебного проектирования

В. В. Миронов, А. С. Гусаренко, Г. А. Тугузбаев

Аннотация


В статье анализируется влияние различных факторов, связанных с персонализацией и унификацией графических конструкторских документов (ГКД), на качество учебного проектирования. Персонализация основана на  генерации для учебного проектирования в целом и его отдельных этапов шаблонов-заготовок ГКД, адаптированных к конкретному студенту-исполнителю, варианту его задания и его проектных решений на предыдущих этапах. Автоматизированная персонализация успешно реализуется в условиях унификации, которая предполагает единообразные варианты заданий и требований к учебному проектированию в соответствии с некоторой общей моделью. Заготовки персонализируются и предоставляются студенту-исполнителю с учетом его персональных данных, варианта проектного задания и результатов предшествующих этапов проектирования. В статье, основываясь на диаграмме Исикавы, обсуждаются факторы, связанные со сложностью задачи, ограничением времени проектирования и др. Обсуждается противоречивое влияние факторов с точки зрения участников учебного процесса: методистов, ИТ-специалистов, студентов-исполнителей и преподавателей-консультантов. При этом снижается трудоемкость рутинного оформления конструкторских документов студентами-исполнителями и их проверки преподавателями-консультантами. Вместе с тем повышается трудоемкость создания и ведения методического, информационного и программного обеспечения методистами и ИТ-специалистами.

Ключевые слова


Графический конструкторский документ; учебное проектирование; персонализация; унификация; качество; диаграмма Исикавы, когнитивная карта.

Полный текст:

PDF

Литература


Martynov V., Filosova E., Egorova Y. “Information architecture to support engineering education in the era of Industry 4.0” // 2022 6th Int. Conf. Inf. Technologies in Engineering Education, Inforino 2022. Proceedings: 6, Moscow, 2022. DOI 10.1109/Inforino53888.2022.9782999. EDN YPPCIK.

Peng H., Ma Sh., Spector J. M. “Personalized adaptive learning: an emerging pedagogical approach enabled by a smart learning environment” // Smart Learning Environments. 2019. Vol. 6. No. 1. Рp. 1–14. DOI 10.1186/s40561-019-0089-y. EDN DFADDD.

Асанов А. З., Мышкина И. Ю., Грудцына Л. Ю. Применение графовых моделей в проектном управлении // Онтология проектирования. 2023. Т. 13. № 2 (48). С. 232–242. EDN GSHYWB.

Гусаренко А. С., Миронов В. В. Совместная программная обработка разнородных конструкторских документов в учебном ИТ-проектировании // СИИТ. 2024. Т. 6, № 3(18). С. 102–118. EDN QATAMS.

Жигалов А. Ю., Болодурина И. П. и др. Разработка графовой модели структурных и семантических отношений между сущностями документов для интеллектуальной обработки больших данных // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2022): Тр. Междунар. науч.-техн. конф. Самара, 2022. С. 157–161. EDN VSTXXM.

Канашин В. В., Миронов В. В. Иерархические виджеты: организация интерфейса пользователя в веб-приложениях на основе ситуационно-ориентированных баз данных // Вестник УГАТУ. 2013. Т. 17. № 2(55). С. 138–149. EDN QILHUR.

Канашин В. В., Миронов В. В. Иерархические виджеты: алгоритмы контроля данных пользователя в веб-приложениях на основе ситуационно-ориентированных баз данных // Вестник УГАТУ. 2014. Т. 18. № 1(62). С. 204–213. EDN SDHUMT.

Канашин В. В., Миронов В. В. Иерархические виджеты: опыт применения в веб-приложении на основе ситуационно-ориентированной базы данных // Вестник УГАТУ. 2014. Т. 18. № 2(63). С. 185–196. EDN SEAXWH.

Капранова В. А. Проектное обучение в вузе: исторические и технологические аспекты // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 3(264). С. 78–80. EDN THAUIF.

Ковтуненко А. В., Ковтуненко А. С. Управление реализацией индивидуальных образовательных траекторий в высшей школе на основе онтологической модели данных // СИИТ. 2023. Т. 5, № 6(15). С. 17-23. EDN: OEMVIT.

Конев К. А., Антонов В. В. и др. Основы концепции онтологического моделирования бизнес-процессов для задач принятия решений // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-1. С. 71–77. EDN MENCPW.

Королькова И. А., Зайцева Н. Ю., Моисеева Т. В. и др. Методы и модели гиперперсонализации в проектной деятельности студентов. М.: Моск. ун-т им. С. Ю. Витте, 2024. 187 с. EDN LOCXDD.

Львович Я. Е., Преображенский Ю. П. Основные принципы новых информационных технологий обучения // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2022. № 4 (43). С. 139–142. EDN XTOLGK.

Маслов С. Г., Бельтюков А. П. Проблемы разработки физико-антропно-технических систем // СИИТ. 2021. Т. 3. № 2(6). С. 44–49. EDN OIBZDG.

Миронов В. В., Шакирова Г. Р. Концепция динамических XML-документов // Вестник УГАТУ. 2006. Т. 8, № 5. С. 58-63. EDN HVHLUD.

Миронов В. В., Шакирова Г. Р. Интерпретация XML-документов со встроенной динамической моделью // Вестник УГАТУ. 2007. Т. 9, № 2. С. 88-97. EDN IBJMQD.

Миронов В. В., Шакирова Г. Р., Яфаев В. Э. Иерархическая модель персонализованных документов и ее XML-реализация // Вестник УГАТУ. 2008. Т. 11, № 1. С. 164–174. EDN JXECDD.

Миронов В. В., Маликова К. Э. Интернет-приложения на основе встроенных динамических моделей: идея, концепция, безопасность // Вестник УГАТУ. 2009. Т. 13, № 2. С. 167-179. EDN MTEUFT.

Миронов В. В., Маликова К. Э. Интернет-приложения на основе встроенных динамических моделей: элементы управления пользовательского интерфейса // Вестник УГАТУ. 2010. Т. 14, № 5(40). С. 170-175. EDN PWTLMZ.

Миронов В. В., Конев К. А., Шакирова Г. Р. Ситуационный подход к управлению: истоки и перспективы // Автоматизация и управление в технических системах. 2013. № 4 2(7). С. 111-118. EDN RMNLAV.

Миронов В. В., Гусаренко А. С. и др. Создание персонализированных документов на основе ситуационно-ориентированной базы данных // Вестник УГАТУ. 2014. Т. 18, № 4 (65). С. 191–197. EDN TBQMHT.

Миронов В. В., Юсупова Н. И., Гусаренко А. С. Ситуационно-ориентированные базы данных: современное состояние и перспективы исследования // Вестник УГАТУ. 2015. Т. 19, № 2 (68). С. 188–199. EDN VYWUXT.

Миронов В. В., Гусаренко А. С., Юсупова Н. И. Инвариантность виртуальных данных в ситуационно-ориентированной базе данных при отображении на разнородные хранилища // Вестник комп. и инф. технологий. 2017. № 1(151). С. 29-36. EDN XQORHR.

Миронов В. В., Гусаренко А. С., Тугузбаев Г. А. Ситуационно-ориентированные базы данных: формирование персонализированных графических документов для поддержки учебного проектирования // МОИТ. 2020. Т. 8. № 2 (29). EDN TBVTRN.

Миронов В. В., Гусаренко А. С., Тугузбаев Г. А. Извлечение семантической информации из графических схем // Информатика и автоматизация. 2021. Т. 20. № 4. С. 940–970. EDN YNTPOZ.

Миронов В. В., Тугузбаев Г. А. Персонализация графических конструкторских документов в учебном проектировании: функциональная модель концептуального уровня // СИИТ. 2023. Т. 5. № 2 (11). С. 18–32. EDN KOFVMO.

Миронов В. В., Тугузбаев Г. А. Персонализируемые шаблоны графических конструкторских документов в учебном проектировании: логические ситуационно-ориентированные модели // СИИТ. 2023. Т. 5. № 3(12). С. 53–68. EDN VIHWWC.

Миронов В. В. Выявление плагиата в графических конструкторских документах в ходе учебного проектирования // СИИТ. 2023. Т. 5. № 1 (10). С. 56–66. EDN XJGVOE.

Миронов В. В., Гусаренко А. С., Тугузбаев Г. А. Персонализированные шаблоны конструкторских документов в учебном проектировании: онтологические аспекты и ситуационно-ориентированная реализация // Онтология проектирования. 2023. Т. 13. № 3(49). С. 333–351. EDN GEPSYX.

Миронов В. В., Гусаренко А. С., Тугузбаев Г. А. Персонализация графических конструкторских документов: программная реализация в ситуационно-ориентированной среде // СИИТ. 2024. Т. 6, № 4(19). С. 77–90. EDN HPPXEJ.

Миронов В. В., Гусаренко А. С., Тугузбаев Г. А. Персонализация графических конструкторских документов в ситуационно-ориентированной среде: использование XSL-трансформации // СИИТ. 2025. Т. 7, № 2(21). С. 163–176. EDN JEGOKH.

Моисеева Т. В., Мятишкин Ю. В., Зайцева Н. Ю. Применение методологии поддержки принятия решений на основе интерсубъективного подхода в учебном процессе // Актуальные проблемы высшего образования в области инфокоммуникационных технологий: Матер. XIII Росс. науч.-техн. конф. Самара, 2025. С. 19. EDN OQPOPH.

Мудракова О. А., Юровский А. А. Персонализация учебных заданий при обучении учащихся технического колледжа // Уч. записки Росс. гос. социальн. ун-а. 2024. Т. 23. № 1(170). С. 98–105. EDN YWLBSO.

Никулина Н. О., Старцева Е. Б., Малахова А. И. Организация подготовки практико-ориентированной выпускной квалификационной работы в ВУЗе // Информационные и математические технологии в науке и управлении. 2024. № 4(36). С. 172-185. EDN IYXJXX.

Полевщиков И. С., Тиллаев А. П., Берестнев М. М. Разработка алгоритмического и программного обеспечения автоматизированной информационной веб-системы электронного документооборота в образовательной сфере // Инженерный вестник Дона. 2024. № 7(115). С. 38–58. EDN EATJOD.

Соловьев А. В. Задача генерации выходных форм документов информационных систем // Тр. Ин-та сист. анализа РАН. 2024. Т. 74. № 3. С. 22–28. EDN GMDPNM.

Фахруллина А. Р. Модели и методы проектирования программных систем для обработки разнородных данных (на примере образовательно-производственной среды) // СИИТ. 2023. Т. 5. № 5(14). С. 39–51. EDN GNKHGA.

Шкодина Т. А. Формирование индивидуальной траектории онлайн-обучения на основе кластерного анализа // Прикладная информатика. 2023. Т. 18. № 2(104). С. 4–15. DOI 10.37791/2687-0649-2023-18-2-4-15. EDN CVEWSQ.

Юсупов И. Ю. Методика построения модели деятельности инженера и предварительные результаты ее применения для специальности «системотехник АСУ» // СИИТ. 2023. Т. 5. № 2 (11). С. 3–10. EDN WNBMUA.




DOI: https://doi.org/10.54708/2658-5014-SIIT-2025-no4-p101

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2025 В. В. Миронов, А. С. Гусаренко, Г. А. Тугузбаев