Оценка степени удовлетворенности клиентов сферы услуг на основе учета их эмоционально окрашенной информации

Д. Р. Богданова

Аннотация


В условиях современной экономики основой стратегии конкурентной борьбы предприятия, делающего ставку на долгосрочные отношения с клиентами, становится максимальная удовлетворенность и комфорт клиентов, их позитивные эмоции в процессе потребления услуги. Для высокой конкурентоспособности оказываемых услуг предприятию необходимо эффективно управлять процессом оказания услуг, для чего необходима поддержка принятия решений, основанная на анализе собираемой информации от клиентов. Для корректировки параметров процесса оказания услуг необходимо оценивать степень удовлетворенности клиентов с учетом их эмоций при потреблении услуг. Во введении обосновывается актуальность темы исследования. В первом разделе приводятся результаты анализа исследований учета эмоционально окрашенной информации в задачах маркетинга, во втором –приводится постановка задачи исследования, в третьем – рассматриваются существующие подходы к оценке степени удовлетворенности клиентов, в четвертом –предлагается подход к оценке степени удовлетворенности клиентов с учетом эмоционально окрашенной информации. Также приводятся результаты численного эксперимента, в котором проводилось сравнение методов машинного обучения для классификации отзывов клиентов: наивного байесовского классификатора и метода опорных векторов. Для вычислительного эксперимента проведено количественное и качественное исследование отзывов клиентов с портала tophotels.ru. Анализ точности классификации отзывов показал высокие результаты. Машинное обучение позволяет классифицировать отзывы с точностью 85–88 %. Лемматизация повышает точность классификации отзывов на русском языке. Алгоритм бэггинга оказывает положительный эффект на точность классификации. Учет синонимии может положительно влиять на точность классификации.

Ключевые слова


оценка степени удовлетворенности клиентов; клиент-ориентированный маркетинг; аффективные вычисления; искусственный интеллект; анализ отзывов клиентов; эмоционально окрашенная информация; методы машинного обучения; модель Кано

Полный текст:

PDF

Литература


Sanjaya S.Gaur, Halimin Herjanto, Marian Makkar. Review of emotions research in marketing, 2002–2013 // Journal of Retailing and Consumer Services. 2014. Vol. 21, Iss. 6. Pp. 917-923.

Ioan-Matei Purcarea. Marketing transformation under the pressure of the new technologies and emotions impact on decision making // Holistic Marketing Management Journal. 2020. Vol. 10, Iss. 4. Pp. 13-22.

Fleur J. M. Laros, Jan-Benedict E. M. Steenkamp. Emotions in consumer behavior: a hierarchical approach // Journal of Business Research. 2005. Vol. 58, Iss. 10. Pp. 1437-1445.

Emotions, store-environmental cues, store-choice criteria, and marketing outcomes / G. Walsha, et al. // Journal of Business Research. 2011. Vol. 64, Iss. 7. Pp. 737-744.

Rostomyan A. The Impact of Emotions in Marketing Strategy / A. Ternès, I. Towers (eds.). // Internationale Trends in der Markenkommunikation. Wiesbaden: Springer Gabler, 2014. Pp. 119-129.

J. Enrique Bigné, Luisa Andreu. Emotions in segmentation: An Empirical Study // Annals of Tourism Research. 2004. Vol. 31, Iss. 3. Pp. 682-696.

What we feel and why we buy: the influence of emotions on consumer decision-making / C. Achar, et al. // Current Opinion in Psychology. 2016. Vol. 10. Pp. 166-170.

Bell H. A. A contemporary framework for emotions in consumer decision-making: Moving beyond traditional models // International Journal of Business and Social Sciences. 2011. No. 2 (17). Pp 12-16.

The heart in organizational buying: marketers’ understanding of emotions and decision-making of buyers / E. A. Kemp, et al. // Journal of Business & Industrial Marketing. 2018. Vol. 33, no. 1. Pp. 19-28.

Pentus K., Mehine T., Kuusik A. Emotions in Product Package Design through Combining Conjoint Analysis with Psycho Physiological Measurements // Procedia Considering Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 148. Pp. 280-290.

Taylor S. A., Ishida C., Novak Donovan L. A. Considering the Role of Affect and Anticipated Emotions in the Formation of Consumer Loyalty Intentions // Phychology & Marketing. 2016. Vol. 33, Iss. 10. Pp. 814-829.

White C. J. The impact of emotions on service quality, satisfaction, and positive word-of-mouth intentions over time // Journal of Marketing Management. 2010. Vol. 26, Iss. 5–6. Pp. 381-394.

Poels K., Dewitte S. The Role of Emotions in Advertising: A Call to Action // Journal of Advertising. 2019. Vol. 48, Iss. 1. Pp. 81-90.

Consoli D. Emotions That Influence Purchase Decisions And Their Electronic Processing // Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica. 2009. Vol. 2, Iss. 11. Pp. 996-1008.

How to win the consumer’s heart? Exploring appraisal determinants of consumer pre-consumption emotions / Dung Le, et al. // International Journal of Hospitality Management. 2020. Vol. 88. Pp. 102542.

Вопросы моделирования при организации информационной интеллектуальной поддержки управленческих решений в сложных системах / Н. И. Юсупова [и др.] // Фундаментальные исследования. 2017. № 2. С. 107–113.

[ N. I. Yusupova, et al., “Modeling issues in the organization of information intellectual support for management decisions in complex systems”, (in Russian), in Fundamentalniye issledovaniya, no. 2, pp. 107-113, 2017. ]

ГОСТ Р ИСО 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. 36 с. [ Quality management systems. Requirements, (in Russian), Federal standard R ISO 9001-2011, Moscow, Standartinform, 2012. ]

ГОСТ Р 54732-2011/ISO/TS 10004:2010. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению. М.: Стандартинформ, 2010, 28 с. [ Quality management. Customer Satisfaction. Monitoring and Measurement Guidelines,

(in Russian), Federal standard R 54732-2011/ISO/TS 10004:2010, Moscow, Standartinform, 2010. ]

Кондо Й. Управление качеством в масштабах компании: пер. с англ. Н. Новгород: СМЦ Приоритет, 2002. 236 с. [ J. Kondo, Quality management across the company: trans. from English, (in Russian). N. Novgorod: SMC Prioritet, 2002. ]

Yusupova N. I., Bogdanova D. R, Komendantova N. P. Artificial intelligence tools for analyzing emotionally colored information from customer reviews in the service sector // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2021. Vol. 1069. Article number 012013.

Портал, посвященный лемматизации. [Электронный ресурс]. URL: http://lemmatise.ijs.si/Software/Version3 (дата обращения 20.09.2021). [ Portal dedicated to lemmatization (2021, Sep. 20). [Online]. Available: http://lemmatise.ijs.si/Software/Version3 ]


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Д. Р. Богданова